ЛЕГЕНДЫ РЯЗАНСКИХ ОЗЁР Захватывает дух, когда вы слушаете исторические легенды и «преданья старины глубокой»? К тому же вы верите в то, что, окунувшись в святой источник или озеро, можно исцелиться от всех болезней? Тогда, собираясь в путешествие, обязательно вспомните про Мещерские края Рязанской области. Мещерские края всегда славились своими озерами. В Рязанской области их множество: и маленькие «водяные зеркальца», и глубокие, метров до 50-ти, водоемы; прозрачные до самого дна – и заболоченные, заросшие травами; разное у них и происхождение. Самые частые для нашей местности – озера ледникового происхождения либо «пойменные», оставленные пересох­шими руслами рек. Большое их количество названы Святыми. Шутка ли – 8 Святых озер и 101 Святой источник! Спросят у тебя, был ли ты на Святом озере? Сразу не поймешь, на каком именно, в каком районе области. И у каждого – своя тайна. В любом рязанском селе о своем «родном», близлежащем озере или роднике вам обязательно поведают какую-нибудь историю. Почему же они Святые? По преданиям, на каждом из них многие люди излечивались от тяжелых болезней. Причем, на всех этих Святых озерах где-нибудь на берегу непременно отыщется в воде куст, увешанный ленточками, майками, полотенцами… Согласно поверьям, оставляя предмет одежды или ленточку, которой обвязывал больное место, отдаешь воде свою хворь. Некоторые из этих озер достигают в глубину 50 метров! По преданиям, когда-то на их месте стояли… церкви. Одни ушли под воду перед нашествием войск хана Батыя (чтобы не быть оскверненными), другие перед войной 1812 года, перед революцией… Скрылись они с глаз людских вместе со всей церковной утварью, золотыми крестами, позолоченными крестами и колоколами, старинными иконами. Современным бендерам эти истории до сих пор не дают покоя. Правда это, или лишь легенды – бог весть. Но люди утверждают, что, если долго всматриваться в водную гладь какого-либо из Святых озер, можно увидеть горящие свечи, сверкающие купола... К примеру, в селе Большие Можары Сараевского района помнят такое предание. Почти напротив села, перед Лысой горой, есть на реке Паре глубокое место, называемое Обедней. И будто бы на этом месте стояла когда-то церковь. Однажды прямо во время службы, вместе с прихожанами, церковь ушла под воду. С тех пор здесь иногда слышат колокольный звон. А рыбаки прежде боялись забрасывать в этом месте неводы, хоть рыбы здесь и много. Те, кто пытался половить рыбку, вытаскивали свои снасти порванными: то ли за подводные растения зацепились, то ли за крест той самой церкви… Похожую историю помнят и в рязанском селе Борки. У местного озера даже имя подходящее: Святое (надо сказать, по области встречается не меньше 17 озер с таким названием). Сегодня храм в Борках находится метрах в 300 от озера, но когда-то, говорят, именно на месте этого водоема стояла деревянная церковь, которая ушла под воду. Почему – никто уже не помнит. В Михайловском же районе, в селе Ижеславль, причину такого события называли вполне определенную: церковь вместе с молящимися «ушла» под воду накануне татаро-монгольского нашествия, чтобы избежать осквернения врагом. Старожилы верили, что по большим праздникам, стоя у озера, можно слышать звон колоколов. Все когда-либо записанные подобные предания обобщил составитель «Топонимической энциклопедии» Рязанского края Арсен Бабурин. Благодаря этому своду мы знаем, что похожие легенды бытуют еще во многих районах области. Особенно – в Шиловском, где озер, будто бы появившихся на месте затонувшего храма, не меньше пяти: у сел Копаново, Сановка, Тимошкино, Свинчус и Терехово. «В Рязанском же районе (с. Агра-Пустынь и с. Подвязье) под землю ушли целые монастыри, – добавляет автор энциклопедии. – В озере Святом Клепиковского района (согласно легендам. – Авт.) покоится огромный золотой крест. В Шацком (п. Выша, место Быкова Гора), Рыбновском (с. Глебово-Городище) районах и в реке Трубеж на дне водоемов покоятся колокола». Кто-то может считать все это сказками для детей и набожных старух. Но ведь, как говорится, дыма без огня… А вот это явление – не выдумка. Время от времени на берегах озер находят… старинные иконы. Откуда же они берутся в водоемах? Оказывается, находка «выплывших» икон где-нибудь в окрестностях реки или озера – не такая уж редкость, объясняют историки. На Руси не было принято выбрасывать старые иконы, зачастую их сплавляли по реке. Чудом же считалось то, что изображение святого как-то оказалось, например, у родника, удаленного от проточных вод, или на дереве у источника. В старину около таких водоемов устраивались водосвятные молебны, особенно во время засухи. Немало рязанских источников носят имена святых и считаются местом, где можно к ним обратиться с молитвой. Особенно много родников, посвященных Богородице и святому Николаю Чудотворцу. Последние называются «никольскими» – в Рязанской области их не меньше восьми. Посвященные Илье-пророку, «ильинские» род­ники есть у села Борки в Шиловском районе и села Дегтяное – в Ряжском. По традиции, их посещают 2 августа, в день памяти святого. Конечно, и посещение в любой другой день для людей верующих не убавляет чудодейственных свойств источников. Если верить воспоминаниям и архивным данным, до революции у таких источников по большим праздникам собирались тысячи человек. Приходили по разным причинам: одни – принять участие в молебне, другие – окунуться в святую воду (причем купание в самом источнике, как правило, не разрешалось – для этого ниже по его течению строилась специальная купальня). Третьи приходили, чтобы набрать святой водицы… Со святыми источниками связано огромное количество рассказов о чудесных исцелениях. Вот один из них, записанный этнографами. «На святой источник, расположенный на горе над рекой Пара Сараевского района, указал во сне одному больному старику, согласно легенде, сам святой Николай. В народе рассказывают: однажды на этот источник пришли две женщины с больными глазами, и святитель сам предстал перед ними и велел промыть глаза родниковой водой. В результате обе выздоровели… После этого, рассказывали местные жители, святой Николай неоднократно и сам в образе старичка являлся приходящим на его родник». Современные исследователи попытались выяснить, откуда взялись столь похожие предания и кроются ли за ними хоть какие-то реальные события. Некоторые гипотезы уже есть. Какие же версии выдвигают ученые? Во-первых, многие из озер, возникших будто бы на месте ушедшего под землю храма, согласно науке, имеют «карстовое» происхождение. То есть легенда «запомнила» вполне реальный факт: в этом месте когда-то образовался провал и заполнился водой. Вторая версия гласит, что появление таких легенд связано с нашествием полчищ Батыя на Рязанскую землю. Ведь не случайно большинство «священных» озер лежат почти в точности в тех местностях, по которым прошли татаро-монгольские войска. Ну а как было на самом деле и ушла ли под воду на просторах Мещеры хоть одна церковь – «помнят» теперь только озерные воды… Как известно из истории, места близ источников еще в дохристианские времена считались одними из лучших для священных обрядов. И неудивительно. Ведь именно вода, по поверьям многих народов древности, считалась одним из способов контакта между реальным и потусторонним миром. И одновременно – неким выходом, путем в «тот» мир. Но разве ничего подобного мы не чувствуем сегодня, глядя на таинственную водную гладь? Ну а целебные свойства чистых природных источников, обогащенных минеральными веществами, не отрицает и современная медицина. Однако мудрыми жителями сел эти свойства родниковой и озерной воды были замечены гораздо раньше, чем появились поклонники спа-процедур. Как известно, воду из источников, признанных целебными, жители сел используют не только для купания и питья. У некоторых из этих водоемов и сегодня можно неожиданно встретить целые кусты и деревья, усеянные ленточками и полосками ткани. Таков был обряд избавления от болезни: в старину считалось, что после купания в целебном источнике нужно оставить около него белье, в котором больной пришел, а уйти в новом, принесенном с собой. Иногда больной обвязывал ту часть тела, которую никак не покидала болезнь, полоской ткани, которую после купания привязывал к дереву над источником – считалось, что и недуг останется здесь. Женщины и сегодня приносят к священным источникам и оставляют около них или в сооруженной вокруг купели образки, полотенца… А жителям села Трудолюбовка Сасовского района, например, с самого детства внушалось: идя к святому источнику, не оглядывайся по сторонам, ни с кем не заговаривай. Сколько зачерпнешь воды – столько и бери. Ни доливать, ни выливать нельзя – плохая примета… Самая красивая и загадочная легенда (или нет?) связана с излюбленными местами отдыха рязанских туристов – озерами Ласковским, Черным, Черненьким и Сегденским. Якобы в доисторические времена на Землю летел метеорит. Он раскололся в плотных слоях атмосферы на четыре части. На месте падения осколков и появились эти озера. Легенды легендами, но и в окрестностях, и в самой Рязани до сих пор ведутся раскопки (кстати, полным-полно и вполне удачливых «черных копателей»). И ежегодно музеи Рязанщины пополняются все новыми и новыми экспонатами. Так что где интереснее – на египетских развалинах, или рязанских источниках-озерах, обросших вековыми легендами, еще ба-а-альшой вопрос! Фото из открытых источников